top of page
Поиск
  • Фото автораДухов День

Анна Носкова: История моей семьи в истории Отечества

Обновлено: 8 мая 2020 г.

Рассказ участницы ансамбля "Духов день" Носковой Анны о своих родных.


Прадед участницы ансамбля "Духов день" Анны Носковой
Утямышев Ильгизар Бариевич, прадед Анны Носковой. Фото сделано в Венгрии 17 октября 1945 г.

Я решила заняться изучением родословной моей семьи для того, чтобы узнать, кто я на самом деле. Я считаю, что каждый должен знать своих предков, их историю, кем они были.


Если дома обнаружились какие-то документы - свидетельства той эпохи, то их нужно бережно сохранять, с гордостью передавать следующим поколениям, ведь без прошлого не было бы будущего. Именно поэтому сейчас я занимаюсь восстановлением истории моей семьи.

Мои предки

Прадедушка по материнской линии - Степанов Фёдор Андреевич родился в 1914 г. в Казани. Был женат на Домне Дмитриевне. У них было двое детей: Татьяна и мой дедушка Николай.

Степанов Фёдор Андреевич

Рядовой 18 стрелковой дивизии Ф.А. Степанов 22 июля 1941 г. попал в плен под городом Орша. 31 октября 1941 г. он умер в лагере для военнопленных шталаг 308(VIII E) в г. Нойхаммер в Германии.

Регистрационная карта из концлагеря

Жена Фёдора, Домна Дмитриевна, родилась в 1910 г. в д. Конь, Пестречинского р-на. В годы войны работала в гарнизоне Казанского Кремля, стирала и гладила для офицеров. Прабабушка Домна умерла от инфаркта в Верхнем Услоне в мае 1989г.

Другой мой прадедушка - Жуков Яков Афанасьевич - родился 21.12.1907г. в с. Дубёнки Ивановской обл. Женился на моей прабабушке Стрельцовой Варваре Филипповне. До войны Яков Афанасьевич работал на Кольчугинском металлургическом заводе, в прокатном цехе. В 1941г. завод был эвакуирован, и он со своей семьёй убыл в г. Орск Оренбургской области. В 1944г. семья заболела тифом и была отправлена в г. Кольчугино.

В Москве моего прадеда наградили Орденом Трудового Красного Знамени «за трудовые заслуги перед Советским государством в годы войны» и путёвкой в санаторий. Умер он от тяжелой болезни в г. Кольчугино Владимирской области 25.02.1965г.

Прабабушка Стрельцова Варвара Филипповна родилась 15.12.1908г. У неё было семеро детей: Валентина, Зинаида, Геннадий, Людмила, Надежда, Виктор и моя бабушка Нина. Была награждена Орденом Материнства. Умерла в г. Кольчугино 12.09.1981г.

Мой прадедушка по отцовской линии - Носков Василий Иванович - родился в д. Мытник (ныне Вашкинский район Вологодской обл.) в семье крестьян 29.01.1905 г. и в тот же день был крещен в Воскресенской церкви. Работал Василий Иванович машинистом вентиляционных установок угольной шахты «40 лет Октября» Кизеловского угольного бассейна, был председателем поселкового Совета п. Усьва. Умер 02.02.1966 г. в п. Усьва, ныне Гремячинский р-н Пермского края, где и похоронен.

Его супруга, моя прабабушка Зинаида Федоровна, родилась в семье крестьян в деревне Ягрыш (ныне находится в Вожегодском районе Вологодской обл.) 4 ноября 1904 г. Родила, вырастила и воспитала семерых детей: Александр, Юрий, Галина, Валентин, Нина, Тамара и мой дедушка Виктор. Умерла 18.09.1989г. также в п.Усьва, где и похоронена.

Другой прадедушка - Утямышев Ильгизар - закончил войну в Венгрии. Умер в 1947 году от неизлечимой болезни.

Жена Ильгизара, Сабирова Зойтуна Фаткулловна, родилась 01.12.1924г. Труженица тыла, во время войны работала на Казанской валяльно-войлочной фабрике, выпускавшей валенки для Красной Армии. Умерла 28.04.1998г.

У неё и Ильгизара была одна дочь - Луиза, моя бабушка.

Интервью с тётей Зиной.

Тётя Зина - это тётя моей мамы, сестра моей бабушки Нины. Сейчас ей 85 лет.

- Когда я была маленькая, а в те времена в семье нас было ещё пять детей, нас эвакуировали железной дорогой на Урал. Нине было всего 4 месяца и мама на одной из станций побежала за молоком, а нас, детишек, оставила в поезде. И вот вдруг тронулся состав, мама не успела пролезть под вагоном и легла между рельсами. Вагоны были низко от земли и она зацепилась одеждой. Тянуло её почти 2 километра, пока не оторвалась тряпка, за которую ее поезд зацепил. И приехали мы на Урал без мамы. Позже она приехала, пролежала в больнице 4 месяца.

- А что ещё вы помните?

- Мой дядя, Стрельцов Алексей Филиппович, 1916 г. рождения был лётчиком. Попал он в плен, но неизвестно как, немцы посадили его в самолёт и замешкались. А он не стал ждать, когда они опомнятся, завёл истребитель и угнал его к нашим.

- Тетя Зина, Вы знаете, в результате поисков в интернете, мне удалось найти информацию о нём. Он был старшим лейтенантом, командиром авиационной эскадрильи 207 отдельного корректировочно-разведывательного авиационного полка. Воевал на 2 Украинском фронте и был награждён Орденами Отечественной войны I и II степени. Его эскадрилья в составе 5 самолётов произвела 470 успешных боевых вылетов на прикрытие самолётов-корректировщиков и на визуальную разведку войск противника.

Семейные традиции

В каждой семье есть свои традиции, объединяющие всех членов семьи. В нашей семье 4 человека и кот: папа, мама, сестра Дарина, я и Рыжик. В мае каждый год мы ездим на кладбища и приводим в порядок могилы наших родных. Мы вместе празднуем все праздники и Дни рождения. В эти дни мы ходим на концерты и сами участвуем в них, приглашаем друзей в гости. Зимой каждые выходные мы по традиции ездим в лес кататься на лыжах. Каждое лето мы отправляемся в деревню и собираем в лесу грибы и ягоды на зиму.

Заключение

Работа по составлению родословной своей семьи очень интересная. Теперь я узнала, кем были мои предки, когда они родились, что делали во время войны. Моя поисковая деятельность нужна не только мне, но и моей семье, и родственникам. Останавливаться на достигнутом я не собираюсь, а буду продолжать поиск документов и других семейных реликвий!


41 просмотр0 комментариев
bottom of page