Екатерина Гаврилова: Судьба деда и бабули стала для меня ориентиром настоящих жизненных ценностей
Обновлено: 8 мая 2020 г.
Великая Отечественная война коснулась многих судеб в нашей семье. Простые крестьяне уезжали из своих деревень, чтобы воевать в Европе и на Дальнем Востоке, многие вернулись в родные места, а многие навсегда так и остались в братских могилах на боях сражений.
Бочкарёв Павел Константинович
(1925-2019)
Мой дедушка Павел Константинович родился 12 июля 1925 года в деревне Люткино Пестречинского района ТАССР. Родился в семье крестьян — мать Анна Петровна пела в деревенском храме, помогала на приходе, во время войны работала в колхозе, отец был секретарем сельского совета.
Дед вспоминал: «В школе я учился неплохо. Четыре года посещал люткинскую школу, а затем стал ходить в Тогашево. Заканчивал среднюю школу уже в Казани. Затем началась Великая Отечественная война, и меня направили в Можгу — в офицерское училище».
В феврале 1943 года 17-летний Павел Бочкарев, не успев получить офицерское звание и не закончив обучение училище, как и остальных курсантов, был спешно направлен на фронт для укрепления обороны. Так дедушка совсем юным попал на Карельский фронт в минометную роту 100-й гвардейской воздушно-десантной Свирской Краснознаменной дивизии.
Перед этим семья получила первую похоронку — в феврале 1942-го на Волховском фронте погиб старший брат дедушки Василий. Это произошло в районе Мясного Бора Новгородской области, когда советские войска пытались прорвать блокаду Ленинграда. Василия похоронили в братской могиле в деревне Грузино Чудовского района.
В 1944-м году в Псковской области погиб отец деда — Константин Владимирович.
Дед Павел вспоминал о первых годах службы: "В Карелии сплошные леса и болота. Раненых было много, а погибших хоронили прямо в лесу. Жили мы в землянках. Я служил при маршале Кирилле Афанасьевиче Мерецкове в деревне Назарьевская в батальоне 100-й стрелковой дивизии. Я был минометчиком, когда мы наступали на Петрозаводск. Страшно ли было? Да, страшно. Фронт есть фронт. В 1944 году я получил ранение".
Воздушно-десантная дивизия прошла от Свири до финской границы. После переформирования в 1945 году дедушка оказался в составе 9-й гвардейской армии 2-го Украинского фронта. Он участвовал в освобождении Европы он немецких захватчиков. Служил в разведке, допрашивал пленных. Освобождал Вену, Прагу и Будапешт.
Сражаясь в Австрии, дед по приказу разведки лично привел в штаб около 100 пленных солдат вермахта, скрывавшихся в лесу. День Победы Павел Константинович встретил в Чехословакии.
В 1945 году его наградили орденом Красной Звезды. В наградном листе указано, что он имел несколько боевых ранений, а в конце войны, будучи командиром комендантского отделения комендантской роты, охранял Боевое знамя стрелкового корпуса. После войны Павел Константинович еще целый год служил в Киеве.
В родную деревню он вернулся в 1946 году. Позже взял в жены односельчанку Анну Якимовну, мою бабулю.
После войны дедушка получил высшее образование, выучившись в педагогическом институте на факультете географии. Дед преподавал в школе географию, историю, немецкий язык и биологию. Был директором школы.
Работал Павел Константинович в разных селах: после закрытия школы в Люткино стал ходить в Кулаево, а затем – в соседнее Тогашево. Транспортное сообщение между селами отсутствовало, поэтому добираться до места работы приходилось на лыжах или велосипеде.
Воспитали троих детей - Валентин, Анатолий, Александра (моя мама).
В семье сохранилось письмо молодого деда Павла (в 1945 году ему идет 20 год), которое он отправил в родную деревню из далекой Европы. Читаю сейчас и понимаю, что молодого бойца из крестьянской семьи заботили простые житейские вещи: "Коля, как в колхозе работате? Как с девчатами дело имеете?... На базаре фруктов сколько хочешь - яблоки 20 рублей, арбузы 10 рублей, виноград - 30 руб/кг".
Также сохранился рассказ деда о боевом пути, видимо, записан по просьбе одного из внуков:
За год до ухода из жизни дедушки посчастливилось записать с ним небольшое видеоинтервью в родном доме в селе Люткино.
Смотрю и плачу от счастья, что выросла в семье замечательного деда. Пример их с бабулей жизни навсегда будет для меня ориентиром порядочности, трудолюбия и истинных жизненных ценностей.
Бочкарева Анна Якимовна
(1920-2010)
Моя бабушка Анна Якимовна родилась без малого 100 лет назад в селе Люткино Пестречинского района Татарстана. Единственный, долгожданный, вымоленный ребенок в семье крестьян. До войны бабуля работала учетчицей на складе в сельсовете.
В 1942 году ее призывают на войну. На тот момент она уже была замужем, супруг ушел на войну в 1941 году. Однако когда он узнал, что бабуля ушла на фронт, бабулин муж перестал ей писать, а в дальнейшем не вернулся с войны — погиб.
Как рассказывала бабуля о первых днях службы в армии: их посадили в вагон, и 2 недели состав ехал без остановки. Куда ехали — не знали. Высадили в Благовещенске, на другом конце страны.
Из Благовещенска она попала в поселок Ивановку под Уссурийском в летный полк. Там ее назначили кладовщиком на вещевой склад. Так, бабуля оказалась на войне с Японией.
За время службы получила воинское звание ефрейтор, награждена Орденом Отечественной войны II степени.
Бабуля много не рассказывала о войне. Тяготы службы она спрятала где-то глубоко в своем сердце. Те немногие рассказы бабули связаны с описанием службы.
«Авиационный полк находился посередине — с одной стороны глухая тайга, с другой — сопки. Ходили в наряды с автоматом наперевес по одному, даже юные девчата. Жутко ночью было стоять в карауле одной».
Жили дружно в казарме. С боевыми подругами бабуля долго переписывалась в мирное время.
После войны полк перебазировали на Сахалин, и бабулю сослуживцы звали с собой продолжить службу на Дальнем Востоке. Но она решила вернуться в родную деревню, где единственную дочь ждали родители.
Через несколько лет после войны бабуля вышла замуж за односельчанина, моего деда, Бочкарева Павла Константиновича.
Выучилась в Казани в педагогическом училище и всю свою жизнь проработала учительницей начальных классов в родном селе. Для многих поколений выходцев из деревни бабуля навсегда осталась в памяти первой учительницей.
Вместе с дедом вели хозяйством, двор всегда был полон скотины (корова, овцы, козы, свиньи, куры, многочисленные кошки), каждый день бабуля топила печь, трудилась в поле. Была очень трудолюбивой, я просто не помню ее сидящей без дел.
Яркими воспоминаниями остались простые деревенские угощения бабули, которые нам городским ребятишкам казались райскими нектаром — топленое молоко из чугунка, пышные ватрушки, самые вкусные в мире печные щи. Лето в деревне - самое счастливое время нашего с братом детства. Бабуля — это необыкновенно дорогой для меня человек, который, пройдя через войну, многие тяготы деревенской жизни, сохранила в себе необыкновенную теплоту сердца и доброту и дарила всем свою заботу и любовь.
Бочкарев Константин Владимирович
(1898-1944)
Отец моего деда, Павла Константиновича, не вернулся с войны. Мой прадед происходил из семьи крестьян-середняков. Константин Бочкарев, получив школьное образование, до войны работал секретарем сельского совета. Как работник сельсовета, Константин Бочкарев имел бронь, но потери армии были большими, поэтому и он отправился на фронт. Дедушка Костя был убит 11 марта 1944 года в Псковской области (Себежский район, д.Чайки, с.п. «Бояриновская волость»).
День Победы навсегда будет праздником нашей семьи. Это всегда был непреложный повод собраться в деревне, чтобы поздравить бабулю и дедулю. Быть рядом с ними, сесть за большой деревенский стол, вспомнить всех, кто не вернулся, поднять бокалы за жизнь, петь любимые песни.
Последний ветеран нашей семьи, мой дед Павел Константинович, умер прошлым летом и 9 мая 2020 года впервые станет для нашей семьи праздником памяти тех, кому мы благодарны за жизнь.
Comments