top of page
Поиск
  • Фото автораДухов День

Мария и Ольга Недавнии: Наш дедушка прожил интересную, полную событий жизнь

Обновлено: 7 мая 2020 г.

Степанченко Иван Григорьевич (1914-1980).

Степанченко Иван Григорьевич - мой дедушка и прадедушка моей дочери, Марии Недавней. Он прожил интересную, полную событий жизнь. 


Иван Григорьевич родился в 1914 году в семье потомственных кубанских казаков в станице Старотитаровской Темрюкского района Краснодарского края.

После окончания сельскохозяйственного техникума в Темрюке он занимался ликвидацией безграмотности среди взрослых. Позже он стал директором неполной средней школы Овцесовхоза №8 Моздокского района Северо-Кавказского края (сейчас это село Рощино Курского района Ставропольского края).


В период с 1934 по 1936 годы прадедушка проходил службу в 82 горно-стрелковом полку. Окончил полковую школу, дивизионные курсы комсомольских работников.

Далее он проходил службу в батальоне связи. Во время службы в армии проводились тактические занятия в горах Кавказа, осуществлялся подъем на вершину горы Казбек (5033 м над уровнем моря).




После демобилизации прадед окончил заочно Новороссийское педучилище. Продолжил работу учителем, сначала на родине в станице Старотитаровской, потом вернулся в Овцесовхоз №8 директором школы, а далее работал директором средней школы райцентра Каясула Ачикулакского района Дагестанской АССР. 



В 1938 году он поступил заочно на историческое отделение Пятигорского пединститута, но окончить учебу ему помешала Великая Отечественная война. 1 июля 1941 года Иван Григорьевич был мобилизован на фронт.



При боях за Киев осенью 1941 года он был ранен, контужен и попал в плен. Его направили в концлагерь. За период с 1941 по 1944 годы он находился в трех концлагерях.



В начале 1944 года ему удалось бежать из концлагеря. Далось это ему очень тяжело. Уже в мирное время он часто кричал во сне – ему снилось, как за ним гонятся фашистские овчарки.


После побега он попал в Альпы. Там он вошел в состав французского партизанского отряда (макИ). Сохранились его фотографии о боях с фашистами в Северной Италии, во Франции. Фотографии свидетельствуют, что он участвовал в освобождении города Безансон.





Осенью 1944 года в одном из боев он получил серьезные ранения. Семья француза-патриота (его звали Мишель) в течение 3 месяцев прятала дедушку от фашистов в своем доме в Марселе, пока он не выздоровел. Тогда Ивана Григорьевича переправили в другое безопасное место.



К несчастью, кто-то донес на Мишеля фашистам о том, что он укрывает у себя партизана.

Фашисты пытали Мишеля и в результате сожгли его с женой в их же доме. Только детей чудом удалось спасти…


Окончание войны дедушка встретил в Риме. Там он был начальником клуба Советской Военной Миссии вплоть до лета 1946 года.

Иван Григорьевич очень хотел вернуться к родным. Итальянские друзья отговаривали дедушку от возвращения на родину: «Вано, не возвращайся, там тебя арестуют».








Но он вернулся и попал как неблагонадежный в фильтрационный лагерь в Карелию.

В лагере его отправили на лесоповал. Неизвестно, сколько бы он там выдержал, условия были очень плохие.


По милости Божьей, в этой местности в школе не хватало учителей. И его направили на работу завучем в школу города Повенец. Дедушка с радостью вернулся к любимому занятию. Уже 1 сентября 1946 года он снова работал учителем.






Весной 1947 года он поступил на заочное отделение исторического факультета Карело-Финского Государственного Университета и экстерном окончил его в 1949 году.


Продолжая работу в школе, он встретил прелестную девушку Зину Ванкер. Она была тоже из семьи репрессированных.

Они поженились. У них родилось двое детей – Надя и Саша. (Надя, Надежда Ивановна-моя мама и бабушка Маши Недавней).


Тем временем, Ивана Григорьевича направили работать на Украину. Переехав туда с семьей, он работал сначала в школе с. Флёровки, а потом с. Филенково Чутовского района Полтавской области. В Филенково он проработал учителем истории и географии вплоть до выхода на пенсию.

Иван Григорьевич заслуженно пользовался уважением учеников, коллег, односельчан. Бывшие ученики говорят, что его уроки были самыми любимыми у них в школе. Он очень интересно вел свои предметы, дополняя их увлекательными историями по теме.

На каникулах он устраивал велопоходы, пешие походы, сплавы по рекам, возил детей на экскурсии в разные города. Большинство из них впервые увидели Красную площадь, Эрмитаж, Крещатик… Он организовывал и ответные поездки городских учеников в Филенково.

Иван Григорьевич создал в селе краеведческий музей с богатым архивом со времен основания села и до Великой Отечественной войны.

К слову, в районе села Филенково шли ожесточенные бои с фашистами. Советские войска понесли тут большие потери. От села оставалось целыми всего 2 дома, всё село было сожжено. Вплоть до середины 50-х годов, когда дети Ивана Григорьевича пошли в школу, некоторые жители села еще жили в землянках. Порой дети в семье по очереди носили одну пару теплой обуви на несколько человек...

В центре села после боев осталась большая братская могила. Иван Григорьевич собрал данные о павших воинах, разыскал их близких. И на 9 мая ежегодно организовывал встречи воевавших в этих краях и родственников павших. Люди приезжали со всего Советского Союза. Рассказывают, что встречи были невероятно теплыми. Местные жители, пережившие весь ужас войны, очень радушно принимали дорогих гостей…

Местные жители также вспоминают, что благодаря усилиям Ивана Григорьевича, по всему селу появилась асфальтированная дорога. Раньше дороги размывало после дождей, и люди, в условиях черноземья, с большим трудом передвигались по селу. Особенно мучались дети, которые добирались из соседних сел в школу. Недаром одну из улиц села хотели назвать в его честь, но местные власти не поддержали эту инициативу. 

В середине 70-х годов у Ивана Григорьевича стала ухудшаться память. Какие только усилия не предпринимала его жена медик Зинаида Арнольдовна, всё оказалось напрасным, у него прогрессировал склероз. Любимую работу ему пришлось оставить. Без нее он быстро стал сдавать.

Иван Григорьевич умер в 1980 году. Ему было всего 66 лет.

К сожалению, в силу возраста, я совсем не помню его. Но его рассказы, шутки, воспоминания о нем до сих пор переходят в нашей семье из уст в уста. Его живость ума, любознательность, целеустремленность и доброту унаследовали его дети, мои мама Надежда и дядя Александр.

Кудряшов Пётр Фёдорович (1902-1977)


Историю про то, как воевал мой прадед, а Машин - прапрадед Кудряшов Петр Федорович, написал Сергей Васильев в журнале "Автомобильные дороги" №4 2020 г. Сам же прадедушка Петя про войну не рассказывал, а когда его, старика, пытались расспрашивать его внуки, он начинал плакать...


Сколько боли и горя досталось им, нашим воинам, только мы можем догадываться.

Люди,которых раскулачивали, лишали крова, у которых завистники жгли дома, эти люди находили в себе силы жить дальше, начинать снова и снова жить заново, отстраиваться, растить детей, а потом и воевать...


Прадед многое перенес, вырастил огромную семью, все его дети стали достойными, уважаемыми людьми.


А сам он был большим труженником и очень скромным человеком.

Царствие ему Небесное!

Журнал Автомобильные дороги_04_2020_Балл
Скачать • 14.39MB

(Ольга Недавняя,15.04.2020 г.).


353 просмотра1 комментарий
bottom of page