top of page
Поиск
  • Фото автораДухов День

Мария Шипкова: Мне было всего 4 года, когда прадедушки не стало, но память о нем живет в нашем доме

Обновлено: 6 мая 2020 г.

«Он был очень основательный, с него можно брать жизненный пример».

(с) Внук Дмитрий.

Мой прадедушка Симонов Дмитрий Яковлевич родился в деревне Кузайкино Актанышского района Республики Татарстан. В семье их было двое детей, он и младшая сестра Нина. Дима окончил обязательные на тот момент 7 классов, за отличную учебу его даже хотели отправить в лагерь «Артек», но мама не отпустила, сказала далеко больно. Поэтому вместо поездки вручили двухстороннюю ткань на парадный костюм.

Дмитрий Симонов с женой Антониной

После школы прадедушка поехал поступать в Ленинградское художественное училище. Но проучился он там совсем недолго, месяца два. Моя бабушка, его старшая дочь, Валентина помнит, как он рисовал: «Рисовал маслеными красками, в тюбиках, брать краски и кисточки не разрешал, а нам, конечно же, хотелось».


Срисовывал с репродукций из учебников и открыток, «Утро в сосновом бору» Шишкина, картины Левитана. Бабушка говорит, что всегда с радостью помогал с домашним заданием по ИЗО и черчению. В 18 лет Дмитрия Симонова призвали в армию. В армии он пробыл год, был обучен азам воинского дела и как «толковый парень» направлен на курсы лейтенантов.


10 сентября 1942 года в звании младшего лейтенанта был призван на фронт в 268 стрелковую дивизию 952 стрелкового полка. Сражался за освобождение Ленинграда, 13 апреля 1944 года был ранен осколочной гранатой и комиссован в тыл, в госпиталь города Глазов, где долго лечился, перенес несколько операций на ноги.

Был награжден медалью «За оборону Ленинграда» и орденом «Отечественной войны 2 степени».

На фронт он уже не вернулся, уехал в Киров, где устроился работать в школу военруком, прадедушке Диме тогда было примерно 22-23 года. Проработав год в Кирове, он вернулся в Татарстан, в город Набережные Челны, ехал в никуда, родственников и друзей у него там не было. Поселили в квартиру барачного типа на берегу Камы, в Челнах он снова устроился работать в школу. Война заканчивалась. Уже в Набережные Челны к нему приехали мама и сестра которые во время войны чинили мосты и рельсы после отхода немцев.

С семьёй: жена Антонина, дочери Валентина и Галина и младший сын Женька

Бабушка не помнит точно, но предполагает, что женился папа примерно в то же время, когда ему было 27 лет. После работы в школе прадедушка устроился столяром на лесозавод. Мой папа с восхищением и уважением рассказывал, что все рабочие инструменты, все рубанки, киянки прадедушка сделал сам. Так же как и многую мебель в доме, шифоньер, стол, стулья. Один такой стул все еще живет на даче и с гордостью исполняет все предписанные функции, только немного пообтрепался. В 1948 году прадедушка Дима пошел учиться и окончил строительный техникум, потом он до пенсии проработает инженером строителем.

Со старшей дочерью Валентиной и сыном Женькой

В 1949 году у него родилась старшая дочка, моя бабушка, Валентина, а еще через три года вторая дочка Галина. Примерно в то же время у его сестры Нины тоже родилась дочка Галина. Так они и жили, в бараке на берегу Камы две квартиры напротив. Валя и две Гали. Родные сестры Валя и Галя Симоновы и двоюродная сестра Галя Симакова. Две Гали учились в одном классе и стояли в журнале друг за другом, разумеется, учились они по-разному. Не редко бывало, что тройку или четверку одной Гали ставили другой и сестры шли бороться за справедливость.

Дмитрий Симонов с дочерьми Валентиной и Галиной, зятем Валерием Шипковым (1968 год)

Фотография прадедушки стоит у нас на шкафу в зале напротив моей комнаты, выходя, я каждый раз смотрю на нее. Мои воспоминания о нем скорее образные, чем детальные. Его не стало 25 февраля 2002 года, мне тогда было 4 года. К моему рождению ему уже ампутировали обе ноги из-за старого ранения, и он передвигался на коляске. Я помню, как он меня на ней катал, я вставала на приступочек и держалась, на колени к нему забиралась кошка Кнопа и вот такой компанией мы передвигались.


Иван Шипков с фотографией прадедушки-ветерана
Помню, как он смеялся и хотя в этом воспоминании больше цветных пятен и настроения, чем конкретных лиц - оно очень теплое и не стирается с годами.
76 просмотров0 комментариев
bottom of page