top of page
Поиск
  • Фото автораДухов День

Полина Краснобаева: Из воспоминаний моего деда Юры о войне

Обновлено: 4 мая 2020 г.



Виктор Краснобаев (слева) был на фронте до 1944 года. Работал врачом. Погиб при освобождении Литвы. На палатку, где он оперировал раненого, упал снаряд.

Анатолий Краснобаев (справа) был артиллеристом. Погиб под Москвой в 1941 году.

Николай Машков (посередине) был танкистом. Механик и водитель танка. Пропал без вести в битве под Москвой. Так же был участником финской войны.



Из воспоминаний о войне моего деда Юры Краснобаева:

«Я родился в 32 году, в школу пошёл в 8 лет, мы в это время жили на Урале в 39 году. Поздней осенью с последним пароходом мы приехали в Хвалынск. 1941 год. Был переведён во 2 класс. Как сейчас помню по Волге пароходы идут сверху вниз гружёные людьми, а мы на пристани стоим и смотрим. Пароход проходит с гудками. Масса деревенского народа провожают своих. Железной дороги тогда не было, единственный способ собирать народ был на пароходах по Волге. Весь народ со всех районов Хвалынских на пристани, плачут, провожают своих пьяных молодых.....»


«В школе я учился, которая была построена из кирпича сломанного собора. В 1942-43 к нам массово эвакуировали людей...»

«На полях плуг тянули сами женщины. А мы учились....»


Дед Юра Краснобаев - справа

«Я видел немецкие самолеты. 8 бомбардировщиков пролетели над Волгой по направлению в Сызрань...»

«Наверное, я меньше других детей пострадал на войне, потому что мать работала бухгалтером в колхозе. И у нас по сравнению с другими хоть что-то было. У нас была корова...»

«Народ выживал только за счёт своих огородов, запасов...»

«У школы был участок, засеянный просом, на котором мы младшие классы после уборки собирали колоски. Домой не брали. Нам в школе из этого проса потом варили кашу. У многих семей есть нечего было, голодные приходили. Я помню буханку хлеба учитель разрезал на класс, на 30 человек, каждому по кусочку...»




«По сколько было много эвакуированных, в школе учились чуть ли не по 3 смены. Учителя были и местные и эвакуированные...»

«До 1943 года мать работала в колхозе, затем пошла работать в спец.торг по линии МВД»

«В колхозе выдавали на трудодень зерно, килограмм, а то и меньше. Мать приносила в мешке, а я на ручной мельнице муку молол.»

«Основная еда в то время была «затируха»-клецки. У кого была скотина молоко с маслом имели. Но всё было записано и под контролем. У кого сколько кустов смородины на огороде, сколько яблонь,за все платили налог. Сколько кур - столько и яиц сдавали. С каждого дома колхоз собирал золу,так как дровами отапливались»

«Основная еда в то время была «затируха»-клецки. У кого была скотина молоко с маслом имели. Но всё было записано и под контролем. У кого сколько кустов смородины на огороде, сколько яблонь, за все платили налог. Сколько кур - столько и яиц сдавали. С каждого дома колхоз собирал золу, так как дровами отапливались»

«В дождливый год зерно с полей раздавали по домам сушить. Одна десятая часть потом тебе оставалась за сушку, 10 мешков принесли, 9 унесут.»

«Рыбачить нельзя было, потому что - все для фронта, все для победы...»

«От колхоза давали землю на посадку картофеля по 1 метру буквально в ширину, в длину метров 50. До сих пор помню, в лет 10, моя работа была окучивать картошку, полоть ее.»

«Когда мать работала в спецторге, до нас впервые дошла тушенка американская и яичный порошок...»


«Все дома отдыха были заполнены ранеными, там сделали госпитали.»


Дед Юра Краснобаев слева, рядом - мой папа.

«Люди деревенские у кого не было кому трудится опухали от голода. Денег не было никаких. На трудодень 100 грамм зерном. Погибало много народу.»

«Ремесленное училище выпускало корпуса «лимонок» (гранаты). И ещё в Хвалынске была школа водителей для фронта»

«К нам один раз поселили одного капитана с фронта. Он жил на втором этаже, мы в основном на первом. И у него был такой чемоданчик, я увидел один раз как он туда пистолет положил. Я, значит, втихаря подкрался, чемоданчик открыл, достал пистолетик, он такой маленький, женский был, и коробка патронов полная. Ну я достал, посмотрел, и обратно все убрал, спрятал.»

16 просмотров0 комментариев
bottom of page